Наш школьный психолог - Марина Пархоменко - поднимает вопрос коммуникации по времени использования гаджетов.
Разговоров вокруг пользы и необходимости цифровизации примерно столько же, сколько родительских недовольств и ограничений, связанных с использованием детьми гаджетов разного типа.
🌟С одной стороны, все больше программ дистанционного обучения для детей и подростков, получения разнообразных услуг через электронные приложения. 😕С другой стороны, - устойчивое суждение о вредоносном воздействии гаджетов на психическое и физическое здоровье детей. Специалисты даже отнесли чрезмерное увлечение гаджетами к зависимостям и отнесли к группе нехимических аддиктивных расстройств личности.
Типичная картина: ребенок засиживается часами перед экраном с яркими, часто меняющимися картинками. Он теряет чувство времени, не может самостоятельно отвлечься или закончить, раздражается и грубит, когда его просят выключить телефон или компьютер. Далее - конфликт и испорченное настроение. Иначе и быть не может, ведь отношение родителя и ребенка к этому занятию строго противоположны! Родитель считает это вредным, ребенок – полезным и увлекательным.
Будем честны: современные наука, обучение, сфера развлечений и поиск информации все более уходит в плоскость компьютерных технологий. Бабушки и дедушки 👵🏼 осваивают социальные сети, чтобы общаться с внуками. Родители, на глазах у детей, активно пользуются электронными сервисами, даже не замечая, как скоро это стало частью привычной жизни.
Дошкольники и школьники свободно ориентируются в виртуальных мирах, легко осваивают любые приложения. Перемены наступили так быстро, как никто не ожидал.
⛈Пока специалисты активно изучают вопросы соотношения вреда и пользы, родители и дети ссорятся, доказывают свою правду и снова ссорятся. Давайте определимся. Любой запрет вызывает желание сопротивления. Исходная противоположность мнений приводит к конфликту – скрытому или явному.
🚪 Выходом из конфликта или его профилактикой может стать открытое признание ЛЕГИТИМНОСТИ гаджетов как части жизни каждого человека – маленького и большого. Безусловно, с разницей в количестве и качестве контента. С этого момента заканчивается противоречие установок. Родитель и ребенок относятся к любому гаджету как к инструменту для решения различных задач, в том числе, для отдыха и развлечений. При этом, жизнь ребенка организована таким образом, что существует разнообразие форм и видов занятий. Соблюдается логичный для ребенка и его возможностей распорядок дня с обязательным чередованием интеллектуальных/физических/эмоциональных нагрузок.
Также как трехлетнему малышу прививаются навыки гигиены и чистоты тела, так и взрослеющему ребенку, взявшему в руки телефон или планшет, прививается навык информационной гигиены, который поможет ребенку быть современным и не стать зависимым.
РЕЗЮМЕ
⁃ Разрешайте легитимное использование гаджетов в соответствии с установленными и озвученными ребенку правилами ⁃ Не злоупотребляйте ими сами ⁃ Обязательно выполняйте договоренности относительно «живого общения» - не подменяйте его просмотром мультиков и т.п. ⁃ Определите время «свободное от гаджетов» - например, в обеденное время лучше вживую общаться, чем смотреть видеоролики.