Ребенок не рождается с правильно поставленной речью — это постепенный и сложный процесс, проходящий через знакомство с миром звуков. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с проблемой позднего развития или неправильного формирования речи.
К сожалению, многие родители думают, что показать ребенка логопеду необходимо только если есть проблемы с произношением звуков «Л» или «Р», а некоторые уверены, что стоит подождать до пяти лет и все наладится — ребенок сам «разговорится».
К сожалению, из-за таких неправильных установок теряется драгоценное время, и процесс коррекции речи у ребенка дается намного сложнее. В этой статье расскажем, когда нужно обращаться к логопеду и чем может помочь этот специалист вашему ребенку.
Признаки нормального развития речи у детей
- Первый этап активной речи у ребенка начинается с 1 года. Малыш уже произносит не просто звуки, но и отдельные слова, постепенно учится связывать их в простые предложения, набирает словарный запас. В полтора года дети обычно умеют составлять фразы из четырех слов.
- В два-три года дети уже активно общаются между собой, хотя их речь далека от идеала. На этом этапе нормально, если часть звуков не выговаривается или ребенок «проглатывает» слова. В таком возрасте ребенок уже может запоминать простые короткие стихи.
- С трех лет малыш учится произносить свистящие звуки. Если пока получается недостаточно чисто — это нормально.
- К четырем годам дети осваивают шипящие звуки. Ребенок уже свободно формулирует свои мысли, может вести полноценные диалоги, конечно, в рамках пока ограниченных знаний об окружающем мире.
- Пять-шесть лет — этап освоения сложных сонорных звуков, таких как «Р» и «Л». В этом возрасте в словарном запасе ребенка уже около 2 тысяч слов.
- В семь лет в норме ребенок выговаривает все звуки и произносит их правильно, имеет словарный запас более 3 тысяч слов, понимает, как и когда менять интонацию при разговоре, может пересказать сюжет по картинке.
Эти этапы — сценарий нормального речевого развития ребенка. Если есть какие-то отклонения или отставания, нужно как можно быстрее обратиться к логопеду, так как основы правильной речи формируются в раннем возрасте и важно не упустить время. Если откладывать визит к специалисту, корректировать проблему может быть намного сложнее.
В каких случаях нужен логопед
Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием. Основная специализация логопеда — выявление и устранение дефектов речи, формирование правильного произношения звуков и слов, развитие памяти, внимания и мышления. Такой специалист нужен, если у ребенка есть картавость, заикание, гнусавость, шепелявость, нарушение навыков чтения (для школьников) или скорости произношения.
Если говорить о возрастных периодах, то обращаться к логопеду необходимо, если:
- К трем годам преобладает общение только через плач и жестикуляцию, ребенок не может составить простое предложение, не использует уже знакомые ему слова, не понимает, когда обращаются к нему. Использует «свой особый» язык, при этом говорит много и активно, но простых и понятных слов почти не использует.
- Четырехлетний ребенок имеет проблемы с воспроизведением звуков и/или заменяет одни звуки другими, речь нечеткая и смазанная, путает порядок слогов в словах.
- К пяти-шести годам дошкольник неправильно строит предложение, не понимает, как употреблять предлоги или согласовывать окончания, неверно произносит отдельные звуки.
- К восьми годам школьник не понимает суть прочитанного текста, при письме подменяет одни буквы другими, читает с замедленной скоростью.
Также консультация логопеда требуется, если ребенок начал говорить с запинками, ему сложно выучить простое стихотворение, соответствующее его возрасту, он не может запомнить и пересказать короткий рассказ.
С какого возраста обращаться
Раньше специалисты считали, что заниматься с логопедом необходимо детям старшего дошкольного возраста. Сейчас подход другой — консультация логопеда важна в возрасте 2, 5-3 лет. Этот возрастной период оптимальный для проведения ранней диагностики и обнаружения возможных проблем в речевом развитии ребенка.
Профессиональная оценка того, соответствует ли развитие речи у ребенка возрастным нормам, поможет не допустить более серьезных речевых нарушений в будущем.
Профессиональная оценка того, соответствует ли развитие речи у ребенка возрастным нормам, поможет не допустить более серьезных речевых нарушений в будущем.
Какие речевые проблемы сможет решить логопед
Задача логопеда заключается не только в правильной постановке звуков, но и в развитии речевых навыков в целом.
Логопед поможет ребенку при наличии следующих нарушений:
Благодаря индивидуальным занятиям со специалистом улучшается речевая память, способность связывать слова в предложения, воспринимать звуки на слух, обрабатывать новые слова, строить связные тексты из отдельных предложений.
Логопед поможет ребенку при наличии следующих нарушений:
- недоразвитая речь (несоответствие возрастным нормам);
- проблемы с письмом и чтением;
- неправильное произношение слов или звуков;
- потеря речевых навыков;
- неправильное восприятие речи;
- сложности с пересказом текста или составлением связного рассказа;
- заикание;
- картавость;
- шепелявость;
- гнусавость;
- проблемы с речью из-за патологий органов речи, зрения, слуха.
Благодаря индивидуальным занятиям со специалистом улучшается речевая память, способность связывать слова в предложения, воспринимать звуки на слух, обрабатывать новые слова, строить связные тексты из отдельных предложений.
Занятия с логопедом — как часто они нужны
В образовательном центре «Планета Детей» индивидуальные занятия с логопедом проходят два раза в неделю, продолжительность одного занятия — 35-45 минут. Также специалист дает небольшие домашние задания и рекомендации родителям, как нужно заниматься с ребенком дома.
Сроки коррекционного обучения также определяют индивидуально. Многое зависит от тяжести речевого нарушения и того, насколько ответственно выполняются все рекомендации логопеда. В этом вопросе важна вовлеченность родителей, так как достичь желаемых результатов можно только совместными усилиями. Одних занятий со специалистом без домашних занятий с родителями мало, чтобы быстро устранить нарушение речи.
Сроки коррекционного обучения также определяют индивидуально. Многое зависит от тяжести речевого нарушения и того, насколько ответственно выполняются все рекомендации логопеда. В этом вопросе важна вовлеченность родителей, так как достичь желаемых результатов можно только совместными усилиями. Одних занятий со специалистом без домашних занятий с родителями мало, чтобы быстро устранить нарушение речи.
Что предлагают на «Планете Детей»
Наши преимущества:
В нашей школе занятия с детьми дошкольного и школьного возраста проводит опытный логопед Наталия Ленькина. Используя современные методики, специалист установит причину отставания речевого развития у ребенка и разработает индивидуальный план занятий.
- Формат индивидуальных занятий — программа подбирается под конкретного ребенка, специалист учитывает существующие проблемы.
- Педагог с опытом — наш логопед быстро находит подход с детьми разного возраста.
- Занятия не больше 45 минут — детям сложно сохранять высокую концентрацию внимания более продолжительное время.
- Занятия 2 раза в неделю — комфортный темп, чтобы добиться хороших результатов.
В нашей школе занятия с детьми дошкольного и школьного возраста проводит опытный логопед Наталия Ленькина. Используя современные методики, специалист установит причину отставания речевого развития у ребенка и разработает индивидуальный план занятий.