В стандартном варианте под словом «проект» родители понимают дополнительную нагрузку на себя от детского сада или школы: поделка в ночи, реферат из интернета и прочие срочные задачи, которые озвучивают педагоги за день-два до презентации проекта. Хочется развеять такое представление о проектной деятельности и поделиться нашим опытом этого увлекательного взаимодействия с детьми.
В нашем понимании проект – это замысел ребёнка, его личный интерес, который ему нужно исследовать, развить и результаты этого процесса предъявить миру в виде конкретного продукта. По сути, проектная деятельность — это модель решения задач во взрослой жизни: найти работу, спланировать путешествие, взять ипотеку и так далее. Когда есть цель, то человек оценивает свои ресурсы и планирует действия для достижения этой цели.
Чем раньше у ребёнка появится опыт реализации собственных задумок и идей, тем выше шансы на его активную позицию в подростковой и взрослой жизни. Поэтому уже в детском саду мы активно создаём условия для увлекательной проектной деятельности наших дошколят. Ребята привлекаются к реализации взрослых задач, например: украшение зала для праздника или планирование перестановки мебели в группе, а также имеют возможность воплотить свои замыслы в жизнь – написать собственную книгу, организовать игру по своему сюжету, предложить интересную тему для обсуждения в группе.
В школе проектная деятельность расширяется и усложняется, давая больше возможностей для проявления инициативы каждого ребенка. В учебном году проводится множество традиционных проектов: «Книжный шкаф», «Привет от лета», «Новогодняя дискотека», «Литературная гостиная», а также индивидуальные проекты детей. Всё это создаёт межпредметные связи у детей и делает картину мира целостнее и увлекательнее для изучения. Темы, взятые для школьных проектов, проживаются детьми и остаются в памяти на долгое время. Помимо этого, проекты формируют навыки необходимые для успешной взрослой жизни, а именно:
планирование своей деятельности
оценка имеющихся ресурсов и их дефицита
взаимодействие в команде
развитие критического мышления
креативность
поиск и анализ информации
рефлексия
публичное выступление
самостоятельный поиск решений
Как родителю увидеть результаты проектной деятельности?
Конечно, через совместные мероприятия, которые организовывает образовательное учреждение для презентации проектов детьми. Мы всегда с нетерпением ждем зрителей и ценителей нашей проектной деятельности в школе и детском саду! Здесь также важно понимать, что проект, который по-настоящему реализуется детьми не может быть сразу совершенным и поражающим воображение. Здесь важно видеть ростки самостоятельной работы ребёнка в корявеньких буквах, неуверенном выступлении на сцене и даже в его ошибках.
Команда «Планеты Детей» подсвечивает родителям важные шаги, помогает определить критерии на пути взросления каждого ребёнка.